Конфликты и взаимодействия
Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Конфликты возникают в любых человеческих взаимоотношениях, и отношения учитель-ученик здесь не являются исключением. Это совершенно нормальная и естественная ситуация. Педагогу следует беспокоиться не в тех случаях, когда конфликты происходят, а тогда, когда их нет вообще. Это показатель дефектности его взаимодействий со школьниками, ибо они носят поверхностный, безличностный характер, ученики просто не обращают на него внимания.
Но следует отметить, что участники такого конфликта (учитель - ученик) имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика.
Причины конфликтов между учителем и учеником
В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся 10-15 лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряжённые.
Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.
Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.
Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.
Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.
Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.
Рекомендации педагогам
по эффективному взаимодействию
при возникновении конфликтных ситуаций
1. При беседе с учащимся обсуждайте конкретный поступок, а не его личность. Ваши представления о нём как о человеке оставьте при себе.
2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
3. Более эффективно замечание в форме описания увиденного. Для этого необходимо повествовательно изложить увиденное, а затем также повествовательно то, что должно было бы иметь место с вашей точки зрения.
4. Лучше всего обсуждать недавний поступок, приведший к конфликту, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
5. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчёт возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например: «Я ожидал, что ты придёшь на мой урок или хотя бы поставишь в известность о причине непосещения».
6. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное – помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.
7. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
8. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести не пользу, а вред личности учащегося.
Обязательно помните о том, что большой процент успеха в разрешении конфликтной ситуации зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.