Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале
(в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования)
Методические рекомендации по учёту часов организационно-воспитательной (далее ОВР) работы дают возможность классному руководителю вести надлежащий учёт этих часов.
Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.
Введение
В соответствии с Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].
Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:
- Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями:
- проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями записывается, как 0,5-1 час
Пример:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Индивидуальная беседа с учащимся Ивановым И.К. |
0,5 |
13.05 |
Индивидуальная беседа с родителями Ивановыми К.Т. |
1 |
Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале без указания темы беседы, а также накануне индивидуальной беседы с учащимся(ся), родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы.
- проведение бесед, круглых столов, развлекательно-образовательных мероприятий с классом по здоровому образу жизни, профилактике противоправного поведения учащихся, по безопасному поведению учащихся. Организация встреч с известными и знаменитыми людьми, диспутов – 0,5-1 часа;
Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Беседа «О вреде курения» |
0,5 |
19.12 |
Викторина «Правила поведения на дороге» |
1 |
08.11 |
Тематическая встреча с ветераном Вов Лавровым И.С. «Эти годы в памяти хрантся» |
1 |
09.12 |
Круглый стол «Мы за здоровье» с представителем здравоохранения |
1 |
- проведение классных часов, собраний по текущим вопросам – 1 час;
Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Классный час «О вреде курения» |
1 |
- проведение информационных часов – 0,5 часа (обязательно указание темы, 1 раз в неделю);
Справочно: При заполнении классного журнала указывается дата проведения и тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 20-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 35-45 мин.
Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест) |
0,5 |
- проведение тематического информационного часа – 1 раз в месяц (обязательно указание темы);
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы» |
1 |
- изучение условий проживания ребенка в семье – 1 час (не более 2-х часов в месяц). Для 1,5 классов – в течении 1 четверти, 2-4, 6-11 классы – в течении учебного года изучаются условия проживания ребенка в семье. При замене классного руководителя новому классному руководителю необходимо заново изучить условия проживания в семье.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Изучение условий жизни и воспитания обучающихся |
1 |
Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося
Дата |
Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания).
- проведение классных родительских собраний не реже 1 раза в четверть не более – 2 часов (указывается тематика)
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Родительское собрание «Профилактика девиантного поведения» |
1,5 |
- проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся – 0,5 - 1 час (2 раза в год);
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие |
0,5 |
- планирование работы с классом – 1 час (2 раза в год).
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Планирование работы с классом |
1 |
2. Организация культурно-массовой работы с учащимися:
- организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки и т.д.) – 1-1,5 часа (данные мероприятия должны быть организованы и проведены непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);
- участие в шествиях, демонстрациях санкционированных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти – 0,5 часа;
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
09.05 |
Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк» |
0,5 |
- организация и проведение экскурсий, туристических походов, поездок, дискотек – не более 3-х часов за один раз (данные мероприятия должны быть организованы и проведены непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории» |
1,5 |
- организация и проведение культпоходов в театры, кино, на концерты – 1,5 - 2 часа;
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет» |
1,5 |
3. Организация общественно-полезной деятельности учащихся:
- проведение субботников по озеленению и уборке школьной территории, организация посадки и уход за зелеными насаждениями на территории, прилегающей к зданию школы, закреплённой за классом – 1- 1,5час (1 раз в четверть);
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Акция «Чистый двор» |
1 |
17.03 |
Республиканский субботник |
1,5 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
- организация и проведение санитарной уборки класса – 1 час (1 раз в четверть).
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Санитарная уборка класса |
1 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Примечание:
Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности, предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя, не фиксируются. Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.
Не допускаются исправления, пометки.
Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах за неделю, месяц в журнале, не прописывается.
Запись об общешкольных мероприятиях в журнале не прописывается.
В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.
Литература:
1. Сборник нормативных документов «Рекомендации по организации деятельности классного руководителя», 2013. №17.1-80, стр.61
2. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт» НГ № 4 - 41 от 20.03.2003 г.
3. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования». Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №6, 2012.