Рекомендации по работе с отдельными группами учащихся.
Для того, чтобы классному руководителю спланировать этот вид деятельности, необходимо некоторых учащихся класса объединить в группы по отдельным критериям, поставить пред ними конкретные задачи и представить формы их реализации.
При этом надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, деление на группы является весьма условным, о нём ни в коем случае не должны знать воспитанники. Во-вторых, эта работа ведётся в течение многих лет постепенно, периодически, а не сразу.
Приводим примеры отдельных групп задач, стоящих перед учителем, и форм их реализации.
Группа учащихся |
Задачи |
Формы реализации |
По отношению к учёбе |
||
Сильные |
Развитие познавательных интересов и способностей |
Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе |
Способные, но нетрудолюбивые |
Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков |
Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов |
Способные, но неусидчивые |
Задачи те же |
Постоянный контроль, беседы, опора на родителей |
Неспособные, но старающиеся |
Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. |
Оказание помощи в учёбе. Индивидуальный подход. |
Не желающие учиться |
Формирование учебной мотивации |
Строгий контроль. Индивидуальный подход. |
По отношению к общественной жизни |
||
Очень активные |
Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей. |
Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество. |
Пассивные |
Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива. |
Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений. |
По отношению к морально-этическим проблемам |
||
|
Определение проблемы. Выработка задач. |
Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе. |
Перечень возможных дел класса
Дела класса могут быть самыми разнообразными, перечислить их трудно, поэтому обратим внимание на следующие моменты.
При организации любого классного дела надо стремиться к решению с его помощью комплекса воспитательных задач, как-то:
- развитие познавательных интересов;
- воспитание высокой эстетической культуры;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- формирование трудовых навыков;
- воспитание чувства долга и ответственности;
- создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- формирование единого коллектива учеников, родителя, классного руководителя.
Примеры общественных дел:
- классные часы (тематические 2 раза в месяц);
- классные собрания (один раз в четверть);
- различные тематические игры познавательно-развлекательного характера типа «Что, где, когда», «Брейн-ринг», «Счастливый случай» и т.п.;
- классные вечера, «огоньки», дни именинника»;
- вечера и встречи вместе с родителями «Дочки-матери», «Папа, мама, я – дружная семья»;
- различные экскурсии познавательного и эстетического характера;
- культпоходы в театр и кинотеатр, на концерты и праздничные гуляния;
- трудовые дела (участие в акциях милосердия, субботниках, помощь младшим товарищам и престарелым);
- спортивные соревнования, игры типа «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- дальние экскурсионные поездки;
- турпоходы;
- выпуски классной газеты и классных литературно-творческих журналов;
- работа по оформлению своего прикреплённого кабинета;
- день рождения класса.
Рекомендации к анализу работы на конец четверти
Итоги работы в конце четверти подводятся на итоговом классном собрании при обсуждении следующих вопросов:
- Отношение учеников класса к учёбе.
- Отношение учеников класса к дежурству по классу.
- Обсуждение прошедших внеурочных дел.
- Определение учеников, которые заслуживают благодарности за активное участие в делах класса.
- Оценка работы старшего дежурного в конце четверти.
- Оценка участия класса в общешкольных делах (что удалось, что не понравилось).
Классный руководитель продумывает следующие вопросы:
- Какая задача ставилась как основная?
- Что удалось и что не удалось?
- Вытекающая из анализа основная задача на следующую четверть.
- Результаты индивидуальной работы. С кем надо работать индивидуально в следующей четверти, какие стоят задачи?