Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение

Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Дата: 22 апреля 2017 в 14:08

Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризу­ется формированием образного мышления, которое позволяет ре­бенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той дейст­вительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Сказка — это такая знаковая система, с помощью ко­торой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Ж. Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по ме­ре умственного и эмоционального развития детей, к школе аними­стические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают дейст­вие разнообразных социальных факторов, значительно активизи­рующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться пре­одолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой мета­форически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифи­цируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естествен­ные психологические потребности ребенка дошкольного (младше­го школьного) возраста:

  1. потребность в автономности. В каждой сказке герой дейст­вует самостоятельно на протяжении всего пути, делает вы­бор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  2. потребность в компетентности. Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется  извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является фор­мирование таких качеств личности, как:

• автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

• активность,   которая   предполагает  способность   владеть инициативой  в  общении,  умение  организовать  внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состоя­ние партнеров;

• социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

  1. мотивационного, включающего отношение к другому че­ловеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, со­переживания и содействия);
  2. когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потреб­ности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  3. поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в резуль­тате чего у него появляются новые представления о людях, пред­метах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю про­должительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе количество участников составляет от трех до двенадцати человек.

В начальной школе психолог может организовать коррекционную группу на базе группы продленного дня. Один или два раза в неделю в этой группе можно в течение года проводить сказкотерапевтические занятия («В гостях у сказки»), направленные на кор­рекцию и развитие аффективной и познавательной сфер. Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

Ниже приведены несколько вариантов «сказочных» игр для де­тей дошкольного (младшего школьного) возраста, ре­комендуемых для использования.

Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, пре­вратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для де­вочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «добро­го» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец.

В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.

Упражнение «Сочиним сказку»

(для детей с пяти лет)

Цель: развитие воображения, вариативности мышления, гибко­сти поведения.

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий уча­стник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь доходит опять до ведущего, он направляет сюжет сказки, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. Затем ребятам предлагается нарисовать иллюстрации к сказке. Если сказка получается интересной и нравится детям, ее можно проиг­рать, распределив роли между всеми участниками.

Упражнение «Тень»

(для детей с пяти лет)

Цель: снятие мышечного напряжения и развитие координации.

Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Это упражнение можно включать в занятие с использованием сказки Г. X. Андерсена «Тень».

Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»

Цель: обучение саморегуляции.

Психолог:

— Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий оловянный солдатик на по­сту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, за­меть, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!

Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям пред­лагается изобразить остальных героев сказки Г. X. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Желательно всем ребятам побыть в разных ролях.

Рекомендуется включать в сказкотерапевтические занятия эле­менты танцевально-двигательной терапии, «упаковывая» их в ска­зочный контекст. Примером такой работы может служить сле­дующее упражнение.

Упражнение «Водный карнавал»

(для детей с четырех лет)

Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у мор­ского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Под звуки плавной му­зыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая програм­ма для детей старшего дошкольного, младшего школьного возрас­та строится либо на основе одной сказки, которая делится на час­ти, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Работа с семьей

Коррекционно-развивающая работа с элементами сказкотерапии включает в себя несколько блоков, одним из которых является блок работы с семьей и социальным окружением. Это один из са­мых важных этапов работы психолога. В период подготовки про­граммы и формирования группы необходимо встретиться с роди­телями, рассказать им о том, чем будут заниматься ребята, какие материалы и в каком количестве понадобятся, какие задачи хочет решить психолог. Важно также оговорить функции родителей в этот период времени:

  • кто приводит и кто забирает ребенка с занятия;
  • кто помогает в выполнении домашних заданий, если они будут;
  • кто будет посещать совместные детско-родительские занятия;
  • и др.

Мы рекомендуем при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста каждое четвертое коррекционно-развивающее занятие делать детско-родительским, то есть с при­влечением родителей. Это способствует сближению членов семьи, накапливает положительный эмоциональный опыт, формирует новые модели детско-родительских взаимоотношений. И немало­важно, что в данном случае происходит сепарация от психолога и группы.

Мы рекомендуем планировать на детско-родительские занятия более сложные технологии, которые без помощи взрослого детям сложно освоить. Например, изготовление кукол, постановку спек­таклей по сказочным сюжетам, решение сложных «сказочных за­дач» и др. Выполняя такие задания вместе с детьми, родители обу­чаются новым способам взаимодействия с ребенком, видят его в различных ситуациях, поддерживают друг друга в «сказочных ис­пытаниях», получают огромный положительный эмоциональный опыт. Задача психолога — подготовить родителей к такому заня­тию и сопровождать семью в процессе работы.

В целях обучения родителей способам эффективного взаимо­действия с детьми мы рекомендуем психологу детского сада или начальной школы провести родительские клубы, на которых дать родителям алгоритм сочинения коррекционной или психотерапев­тической сказки для своего ребенка в периоды обострения каких-либо психологических проблем. С помощью придуманной специ­ально для своего ребенка сказки родители могут справиться с ка­призами, страхами, нежеланием что-либо делать, агрессией и др.

Наталья Сакович

                    

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.