Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Описание технологического процесса при коррекции дизартрии

Дата: 9 декабря 2021 в 13:53

I. Этап «Мотивационно-подготовительный»

Формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционном процессе.  

 Это отражено в плане обследования ребенка, которое осуществляется по следующим направлениям:                            1.Уточнение пассивного словаря. 

 2. Уточнение сенсорных функций.

3. Уточнение состояния общей и мелкой моторики.

4. Выявление артикуляционных нарушений.

5. Выявление нарушений просодических компонентов речи.

6. Уточнение состояния звукопроизношения.

7. Уточнение уровеня развития слухового восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

8.  Уточнение уровеня развития коммуникативных навыков:

-   словарного  запаса;

-  лексико-грамматической стороны речи;

-  связной речи;

-  письменной речи;

-  чтения;

-  математических представлений.

9.  Уточнение уровеня развития психических процессов.

II. Этап «Содержательно - формирующий». Планирование этой работы базируется на результатах обследования ребенка с учетом структуры речевого дефекта и его индивидуальных особенностей. Исходя из этого, должны реализовываться следующие задачи:

1. Нормализовать мышечный тонус  мимической и артикуляционной мускулатуры.

     С этой целью проводится дифференцированный логопедический самомассаж. Такой массаж лучше получать у квалифицированного массажиста. Логопед может проводить классический логопедический массаж, а также обучить приемам самомассажа ребенка, который проводится в игровой форме. После общего мышечного расслабления, или активизации мышц лицевой мускулатуры необходимо приступить к тренировке мышц артикуляционного аппарата.

2.   Нормализовать моторику артикуляционного аппарата.

     С этой целью я использую дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Разработанные комплексы артикуляционной гимнастики позволяют боле точно компенси­ровать недостатки произношения, поражения артикуляционного аппарата. Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводятся упражнения для мимических мышц лица.

3.    Нормализовать речевое дыхание.

     С этой целью проводятся упражнения по выработке более длительного, плавного, выдоха. Затем закрепляются новые навыки в упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосо­вые и дыхательные упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппарат к формированию у ребёнка новых произносительных умений и навыков.

4.     Нормализовать просодику.

     Проводится работа по коррекции тихого, немодулированного голоса, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедности интонации, отсутствии пауз и логических ударений, и других наруше­ний просодики. Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.

5.     Нормализовать мелкую моторику рук и координации движений.

     Так как у данного наблюдаются отклонения в развитии мелкой моторики, то проводится пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция и развитие мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает совершенствование графических навыков.

6. Закрепить основные артикуляционные уклады.

     Овладев сначала рядом артикуляционных движений, ученик переходит к выполнению серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

7.   Проводить работу по коррекции звукопроизношения.

       Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков предлагается следующая последовательность в работе:

-   уточнение произношения звуков;

-   постановка звука;

-   автоматизация звука.

Эта последовательность прослеживается при планировании работы.

Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например,  р, р', а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» нужного уклада.  

     Самым сложным направлением работы на этом этапе является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Учитывая рекомендации различных авторов, я в своей работе придер­живаюсь последовательности в плане автоматизации поставленного звука в слогах разной структуры /10 модулей /, где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях / в начале, в конце, в середине слова/.

     Затем звук автоматизируется в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лекси­ческом материале желательно исключить звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того, весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку.

     Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию за логопе­дом, а затем с опорой только на наглядность /схемы, картинки, символы и т.п./

       8.     Дифференцировать поставленный звук  в произношении с оппозиционными фонемами.

     Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последователь­ности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога /са - ша, ас -аш, ста - шта, тса - тша. и т.п./. Затем пары слов, разных по слоговой структуре. Все упражнения постепенно усложняются.

9.   Уточннить  и развивать фонематический слух.

     Работа по уточнению и развитию фонематического слуха проводится по классической схеме.

10.    Развивать коммуникативные умения и навыки.

На этом этапе рекомендуется отрабатывать следующие лексико-грамматические конструкции:

1. Словообразование:

• уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами: «-к-»; «-ик-»; «-ичк-»;

•  притяжательные прилагательные с суффиксами: «-ин-»; «-и-»;

•  уменьшительно - ласкательные существительные с суффиксами: «-чик-»;

•  притяжательные прилагательные с суффиксами: «-янн-»; «-ан-»; «-енн-»; «-н-».

•  образование относительных прилагательных;

•  дифференциация совершенного и несовершенного вида глаголов;

• уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами: «-еньк-»;

«-ышек-»;

•  дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;

•  притяжательные прилагательные с суффиксом: « -оват-»;

•  образование уменьшительно - ласкательных прилагательных;

•  образование глаголов с приставками «в-»; «на-»; «вы-»;

•  образование глаголов пространственного значения с приставками «при-»; «с-»; «у-»; «по-»; «под-»; «от-»; «пере-»;  «за-»; «до-»;

•   образование сложных слов.

2.   Словоизменение:

•   изменение существительных по падежам;

•   изменение глаголов по родам и лицам;

•   предложно-падежные конструкции.

         3. Связная речь:

•   распространение простых предложений определениями, обстоятельствами места и времени;

•      формирование сложносочиненного предложения с союзами «а», «и», «или»;

•   формирование сложноподчинённого предложения с союзами: «чтобы», «для того чтобы», «потому что»;

•   обучению пересказу;

•   обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок;

•   обучение составлению рассказов по сюжетной картине;

•   обучение составлению творческих рассказов.

11.     Коррекция письменной речи

     Устранение нарушений в письменной речи проводится на групповых занятиях.   Ш этап «Саморазвивающий»

Контроль за просодической и звукопроизносительной сторонами речи. Закрепление полученных навыков.

      Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е.присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей  учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода. В моей практике последних  лет встречаются дети, у которых дизартрия осложнена общим недоразвитием речи Ш уровня.

Планирование работы с данными учащимися строится с учетом их нарушения: индивидуальные занятия сочетаются с подгрупповыми. Подгрупповые занятия включают в себя формирование лексико-грамматического строя, нормализацию речевого дыхания, нормализацию мелкой моторики рук и координации движений, выработку основных артикуляционных укладов, автоматизацию звуков.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.