I. Этап «Мотивационно-подготовительный»
Формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционном процессе.
Это отражено в плане обследования ребенка, которое осуществляется по следующим направлениям: 1.Уточнение пассивного словаря.
2. Уточнение сенсорных функций.
3. Уточнение состояния общей и мелкой моторики.
4. Выявление артикуляционных нарушений.
5. Выявление нарушений просодических компонентов речи.
6. Уточнение состояния звукопроизношения.
7. Уточнение уровеня развития слухового восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
8. Уточнение уровеня развития коммуникативных навыков:
- словарного запаса;
- лексико-грамматической стороны речи;
- связной речи;
- письменной речи;
- чтения;
- математических представлений.
9. Уточнение уровеня развития психических процессов.
II. Этап «Содержательно - формирующий». Планирование этой работы базируется на результатах обследования ребенка с учетом структуры речевого дефекта и его индивидуальных особенностей. Исходя из этого, должны реализовываться следующие задачи:
1. Нормализовать мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры.
С этой целью проводится дифференцированный логопедический самомассаж. Такой массаж лучше получать у квалифицированного массажиста. Логопед может проводить классический логопедический массаж, а также обучить приемам самомассажа ребенка, который проводится в игровой форме. После общего мышечного расслабления, или активизации мышц лицевой мускулатуры необходимо приступить к тренировке мышц артикуляционного аппарата.
2. Нормализовать моторику артикуляционного аппарата.
С этой целью я использую дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Разработанные комплексы артикуляционной гимнастики позволяют боле точно компенсировать недостатки произношения, поражения артикуляционного аппарата. Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводятся упражнения для мимических мышц лица.
3. Нормализовать речевое дыхание.
С этой целью проводятся упражнения по выработке более длительного, плавного, выдоха. Затем закрепляются новые навыки в упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппарат к формированию у ребёнка новых произносительных умений и навыков.
4. Нормализовать просодику.
Проводится работа по коррекции тихого, немодулированного голоса, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедности интонации, отсутствии пауз и логических ударений, и других нарушений просодики. Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.
5. Нормализовать мелкую моторику рук и координации движений.
Так как у данного наблюдаются отклонения в развитии мелкой моторики, то проводится пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция и развитие мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает совершенствование графических навыков.
6. Закрепить основные артикуляционные уклады.
Овладев сначала рядом артикуляционных движений, ученик переходит к выполнению серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
7. Проводить работу по коррекции звукопроизношения.
Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков предлагается следующая последовательность в работе:
- уточнение произношения звуков;
- постановка звука;
- автоматизация звука.
Эта последовательность прослеживается при планировании работы.
Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например, р, р', а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» нужного уклада.
Самым сложным направлением работы на этом этапе является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Учитывая рекомендации различных авторов, я в своей работе придерживаюсь последовательности в плане автоматизации поставленного звука в слогах разной структуры /10 модулей /, где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях / в начале, в конце, в середине слова/.
Затем звук автоматизируется в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале желательно исключить звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того, весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку.
Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность /схемы, картинки, символы и т.п./
8. Дифференцировать поставленный звук в произношении с оппозиционными фонемами.
Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога /са - ша, ас -аш, ста - шта, тса - тша. и т.п./. Затем пары слов, разных по слоговой структуре. Все упражнения постепенно усложняются.
9. Уточннить и развивать фонематический слух.
Работа по уточнению и развитию фонематического слуха проводится по классической схеме.
10. Развивать коммуникативные умения и навыки.
На этом этапе рекомендуется отрабатывать следующие лексико-грамматические конструкции:
1. Словообразование:
• уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами: «-к-»; «-ик-»; «-ичк-»;
• притяжательные прилагательные с суффиксами: «-ин-»; «-и-»;
• уменьшительно - ласкательные существительные с суффиксами: «-чик-»;
• притяжательные прилагательные с суффиксами: «-янн-»; «-ан-»; «-енн-»; «-н-».
• образование относительных прилагательных;
• дифференциация совершенного и несовершенного вида глаголов;
• уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами: «-еньк-»;
«-ышек-»;
• дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;
• притяжательные прилагательные с суффиксом: « -оват-»;
• образование уменьшительно - ласкательных прилагательных;
• образование глаголов с приставками «в-»; «на-»; «вы-»;
• образование глаголов пространственного значения с приставками «при-»; «с-»; «у-»; «по-»; «под-»; «от-»; «пере-»; «за-»; «до-»;
• образование сложных слов.
2. Словоизменение:
• изменение существительных по падежам;
• изменение глаголов по родам и лицам;
• предложно-падежные конструкции.
3. Связная речь:
• распространение простых предложений определениями, обстоятельствами места и времени;
• формирование сложносочиненного предложения с союзами «а», «и», «или»;
• формирование сложноподчинённого предложения с союзами: «чтобы», «для того чтобы», «потому что»;
• обучению пересказу;
• обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок;
• обучение составлению рассказов по сюжетной картине;
• обучение составлению творческих рассказов.
11. Коррекция письменной речи
Устранение нарушений в письменной речи проводится на групповых занятиях. Ш этап «Саморазвивающий»
Контроль за просодической и звукопроизносительной сторонами речи. Закрепление полученных навыков.
Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е.присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода. В моей практике последних лет встречаются дети, у которых дизартрия осложнена общим недоразвитием речи Ш уровня.
Планирование работы с данными учащимися строится с учетом их нарушения: индивидуальные занятия сочетаются с подгрупповыми. Подгрупповые занятия включают в себя формирование лексико-грамматического строя, нормализацию речевого дыхания, нормализацию мелкой моторики рук и координации движений, выработку основных артикуляционных укладов, автоматизацию звуков.