Работа логопеда по своей сути строится на использовании индивидуального и группового (типического) подхода при коррекции различных видов речевых нарушений. Таким образом, данная технология – старейшая в своем применении.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и речевых возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. (Логопедическая диагностика).
Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода. Дифференцированный подход-это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.
Важно, чтобы каждый ученик в течение всего коррекционного процесса был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению.
На индивидуальных и групповых занятиях должны ставятся следующие цели:
-развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
-развитие мелкой моторики рук;
-формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умения принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).
Занятия дифференцированного подхода имеют определенную структуру.
1. Вводная часть.
Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, готовимся к путешествию или космическому полету, получаем письмо с просьбами от Веселого Язычка и т.п. Мотивами могут стать помощь педагогу
("Я не успеваю подготовиться к занятию - помоги мне вырезать эти круги и овалы и т.п."), помощь малышам, игровому персонажу или игрушке и т.п.
2. Организационная часть.
Задача - сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми.
Примерное содержание. Дети выполняют задания индивидуально, в парах, подгруппами. Педагог напоминает правила взаимодействия друг с другом. Для организации речевого общения в ходе выполнения заданий и дидактических игр детям предлагается взять на себя определенную роль.
Ребенок - учитель - предполагает знание ребенком правил игры и умение объяснять их, задавать вопросы, следить за ходом игры.
Ребенок - ученик - предполагает умение ребенка внимательно слушать, отвечать на вопросы, соблюдать правила.
"Партнеры" - предполагает знание всеми участниками игры правил, выполнение их, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным.
3. Основная часть.
Примерное содержание. Дети выполняют задания. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.
4. Заключительная часть.
Примерное содержание. В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, "Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал"), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.
Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь речевое нарушение.
Приведу пример технологической карты
1. Педагог собирает детей и сообщает им, что сегодня каждому будут даны свои задания. "Надо постараться выполнить их до конца занятия, но торопиться не следует: оцениваться будут не скорость, а качество, аккуратность, правильность выполнения задания".
Если кто-то из детей сумеет правильно выполнить задание до конца занятия, он может по выбору поиграть в игровом уголке.
2. Педагог с детьми обходит рабочие места, объясняет задания.
3. Подгрупповое занятие логопеда со "слабыми" детьми
4. Логопед вместе с детьми обходит все рабочие места, дает объективную оценку результатам работы детей.
Опыт внедрения занятий дифференцированного подхода показывает, что необходимо выполнять следующие условия:
1. Знание особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.
2. Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи, исходя из полученных данных.
3. Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстником.
4. Систематическое (а не эпизодическое) проведение занятий данного вида.