Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ И ПСИХОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Дата: 9 декабря 2021 в 14:13

Деятельность учреждений, обеспечивающих получение специального образования, направлена на реализацию Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», принятие которого подтвердило равенство образовательных возможностей всех членов общества и обеспечение им доступа ко всем достижениям в сфере образования.

     Современный этап реформирования специального образования в Республике Беларусь характеризуется активным обновлением содержания образования детей с особенностями психофизического развития и обеспечивает условия для их личностного становления. Сегодня направленность на формирование общеобразовательных знаний у умений сменяется пониманием того, что целью обучения является повышение качества жизни детей, их социальное развитие, ознакомление с окружающим миром, включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие.

     Можно заметить, что цели воспитания и обучения изменяются. В качестве цели выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а развитие личности ученика, коррекция имеющихся психофизических нарушений. Знания, умения и навыки сохраняют свое важное значение, но не как цель, а как средство достижения цели. Образование рассматривается с позиции признания самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости.

     В основе обучения ребенка с ОПФР лежит максимально возможное исправление или ослабление нарушений в развитии с целью его социальной адаптации и интеграции в общество. То есть, чтобы, с одной стороны, такой ребенок умел жить в свободном, открытом обществе, умел контактировать с окружающими и вел достойный человека образ жизни, а с другой стороны, приучить общество правильно воспринимать детей с проблемами в развитии и адекватно на них реагировать.

      В свете вышеизложенного основополагающими принципами обновления содержания специального образования является:

— личностная ориентированность содержания образования, предполагающая получение образования учащимися в соответствии с их личностными возможностями и способностями. Обучение индивидуализируется с учетом интересов и склонностей детей;

— гуманизация и гуманитаризация, при которых выстраивается образование, ориентирующееся на потребности и возможности каждого ребенка.

     Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей и психосберегающей среды.

          В качестве основных составляющих здоровьесберегающего и психосберегающего обучения можно выделить следующие:

    - модель отношений «ученик-учитель-родитель», предполагающая изучение психического развития ребенка, углубление представлений об ученике и оказание помощи родителям в понимании психофизических особенностей ребенка, вооружение их знаниями, как можно совершенствовать речевую деятельность, органы чувств, двигательную активность, влиять на продуктивность обучения и нормализацию поведения;

   - снятие перегрузок и удовлетворение потребности в подражании, что обеспечивается введением в режим дня ежедневного динамического часа, который проходит после обеда и включает прогулку на свежем воздухе; организация подвижных игр с элементами соревнований, музыкальным сопровождением, в которых отрабатывается двигательная красота, походка, осанка, мимика, жесты и удовлетворяется доминантная детская потребность в подражании и игре;

   - обеспечение режима учебной деятельности с учетом индивидуальных возможностей ребенка, требуемых условий для развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, преодоления имеющихся девиаций развития; в центре всей учебно-воспитательной работы находится не программа, а личность ученика с нарушениями речевого и психофизического развития;

   - использование игры в качестве ведущего вида деятельности в начальном звене обучения постепенным ее усложнением в целях расширения ориентировки в окружающем, усвоения социального опыта, осмысления явлений окружающей жизни.

    Безусловно, психосберегающие, здоровьесберегающие технологии  не совместимы с авторитарным подходом к ребенку. Только атмосфера заботы о нем, сотрудничество педагогов и родителей могут создать условия личностной актуализации.

    Всегда на своих занятиях я старалась создать такую атмосферу комфортабельности, доброжелательной среды, которая способствовала благоприятным условиям для обучения. Хочу предложить некоторые элементы здоровьесберегающих и психосберегающих технологий, которые используются при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ПСИХОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

     Прежде всего на занятиях используется такая организация работы, которая способствует быстро и качественно усвоить программный материал, не испытывая утомления и сильной усталости.

  1. Режим динамических поз.

Ученику разрешается вставать и подходить, уточнять информацию, реализовать свои потребности. Сидя за партой, учащиеся принимают удобную для них позу. Ученик, который устал сидеть, может работать стоя.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации    занятия, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз.

Виды  физкультминуток

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук;

- гимнастика для глаз;

- гимнастика для слуха;

- упражнения, корректирующие осанку развивающие координацию;

- дыхательные упражнения.

    2. Психогигиена речи педагога и ученика.

       Речь учителя-дефектолога сводится к «минимуму», она должна

 четкой с преимуществом основных смысловых носителей глаголов.      Основную часть времени занимает речь учащихся, что дает возможность отдыхать слуховому анализатору ребенка и работать

речедвигательному. Обычно на уроках в классе ученик с речевыми нарушениями лишен возможности удовлетворить потребность в высказываниях. На логопедических занятиях исключается понятие – зона тишины. Ребенок имеет возможность в своей речи выразить эмоции, как положительные, так и отрицательные.

     3. Использование разнообразных видов деятельности.

    На каждом занятии необходимо включать различные анализаторы и максимально использовать компенсаторные возможности организма ребенка, используя работу над развитием всех сторон речи, а также над познавательной деятельностью. Целесообразно включение разнообразного массажа.

    4. Использование разнообразного наглядного и дидактического материала.

    Материал необходимо подбирать с учетом уровня исходной подготовленности ребенка и  включать элементы игры.

    Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность ребенку.

    С помощью данной организации работы можно создать необходимую обстановку комфорта и воздействовать на личность ребенка, прежде всего на его мотивационную сферу и самооценку.

5. Создание положительного эмоционального фона на занятии.

     Психологический комфорт необходим не только для развития ребенка и усвоение им знаний. От него зависит физическое состояние детей. Создание атмосферы доброжелательности помогут избежать чувства напряженности и неврозов, разрушающих здоровье детей. Ребенок должен ощутить веру в себя. Ситуация успеха помогает осознать свое продвижение вперед.

     Народный опыт и ученые доказали, что запахи и музыка способны управлять настроением и работоспособностью человека.

     Ароматотерапию, музыкотерапию я часто использую в своей работе для улучшения эмоционального состояния детей на занятии.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.